Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого




Пензенская картинная галерея имени К. А. Савицкого (филиал - {Музей одной картины}) — одна из старейших в России. История ее возникновения относится еще к девяностым годам прошлого столетия. В 1891 году в Пензу прибыл прославленный путешественник и сенатор П. П. Семенов-Тян-Шанский. Цель его визита заключалась в том, чтобы огласить городским властям последнюю волю Николая Дмитриевича Селиверстова, который в память о своем пребывании на посту пензенского генерал-губернатора (1867—1872) завешал в дар городу свыше пятисот тысяч рублей «на предмет покупки дома и учреждения в нем Рисовальной школы... Сия школа должна называться школой Н. Д. Селиверстова». Для постройки Рисовальной школы Семенов-Тян-Шанский выбрал пустырь за соборной площадью на месте бывшей крепости, откуда открывалась чудесная панорама засурских далей. Здесь по проекту петербургского гражданского архитектора А. П. Максимова и под руководством местного инженера А. Е. Эренберга и была построена Рисовальная школа. «Пензенские губернские ведомости» так сообщали своим читателям об этом событии: «Незаметно, точно из-под земли, выросло прекрасное здание школы, которое будет едва ли не самым лучшим в Пензе... Не говоря о пользе Рисовальной школы, можно с особой радостью приветствовать учреждение музея, начало которому положено прежде всего самим Н. Д. Селиверстовым, пожертвовавшим городу прекрасную коллекцию картин и свою библиотеку...»

В коллекции музея, при Рисовальной школе, о котором говорилось в газетной заметке, насчитывалось свыше двухсот произведений, преимущественно картин западноевропейских мастеров XVII—XIX веков, привезенных Селиверстовым из заграничных поездок, а также полотен русских художников — представителей академического направления. С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Ремесленной школе Ф. Е. Швецова, где и находилась до постройки здания художественного училища. А «в октябре того же года,— писали «Пензенские ведомости»,— в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников, на которой экспонировались «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «Грешница» В. Д. Поленова, «Страдная пора» Г. Г. Мясоедова и пр.»

2 (14) февраля 1898 года на торжественной церемонии по случаю открытия Рисовальной школы и художественного музея Константин Аполлонович Савицкий, назначенный Советом Академии художеств на пост директора, выразил надежду, что приумножение культурных традиций города послужит делу пропаганды искусства среди народа. «Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреж­дению»,—заключил он свою речь.

Художественная школа со своим музеем не была в то время единственным очагом культуры города Пензы. В 90-е годы здесь начали работать публичные библиотеки имени М. Ю. Лермонтова и В. Г. Белинского, гениальных пензенских земляков. Многие видные русские актеры дебютировали на сцене пензенского народного театра. В 1882 году здесь было открыто музыкальное училище, в 1875 организована первая в России национальная цирковая труппа. И все же создание художественного училища, и общедоступного художественного музея стало важным событием в жизни города.

К. А. Савицкий придавал музею чрезвычайно большое значение, рассматривая его как сокровищницу культуры, позволяющую жителям Пензенской, Симбирской и других соседних губерний впервые познакомиться с творениями мастеров мирового искусства. В то же время он видел в нем и учебную мастерскую, где будущие художники постигали бы законы мастерства, копируя полюбившиеся им произведения.

Из «Пензенских ведомостей» мы узнаем, что, несмотря на свою занятость педагогической и административной деятельностью, Савицкий большое внимание уделял пропаганде искусства среди населения. Он лично водил экскурсии по музею, встречался со слушателями педагогических курсов и учениками отдаленных сел, приезжавшими в Пензу, организовывал ежегодные выставки работ учащихся и педагогов. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки, которые позволили пензенцам познакомиться с новыми произведениями виднейших русских живописцев, графиков, скульпторов. Огромной популярностью в городе пользовались устраиваемые по инициативе Савицкого литературно-художественные вечера, посвященные В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, К. П. Брюллову, И. И. Шишкину, П. М. Третьякову. Подобные мероприятия высоко подняли престиж училища и художественного музея. Музей ежегодно посещало свыше 5000 человек — цифра по тем временам немалая. Из года в год росло и музейное собрание, постепенно приобретая, по словам Савицкого, «лицо определенное». К 1902 году в нем насчитывалось уже 450 художественных произведений, а к 1917 году это число выросло вдвое. Постепенно менялся и профиль музея. Как свидетельствует каталог 1911 года, в музее, помимо художественного, имелось еще семь отделов: промышленный, археологический, этнографический, палеонтологический, естественно-исторический, нумизматический и церковный, послуживших основой для создания областного краеведческого музея, открытого вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции.

Реорганизация художественного училища в 1917—1925 годах мало коснулась художественного музея, продолжавшего свою деятельность и пополнявшегося произведениями из национализированных помещичьих усадеб. Однако в 1927 году его отделяют от училища и присоединяют к краеведческому музею, где в качестве художественного отдела он и просуществовал десять лет. Судя по документам, это было наименее благоприятное для музея время. Утрачивались не только традиции, создававшиеся К. А. Савицким, но и отдельные экспонаты.

Учитывая сложившееся положение, Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. Таким образом, с 1937 года начался новый этап деятельности картинной галереи как самостоятельной организации.

В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Пензенской областной картинной галерее было присвоено имя К. А. Савицкого.

К 1970 году в собрании имелось уже около полутора тысяч произведений. За последние годы работа галереи активизировалась: увеличилось количество экспонатов, возросло число научных сотрудников, более планомерно и масштабно проводятся каталогизация коллекций и научно-просветительская деятельность. На сегодняшний день в музее насчитывается свыше 4000 произведений русских, советских и зарубежных мастеров.